Главная

Летопись школы

Педагоги

Наша жизнь

Достижения

ВФСК ГТО
Дорожная безопасность
70-летие Победы в ВОВ

Школьные новости

Всероссийская олимпиада

Зачисление В  ОУ

Начальная школа

Обучение детей-инвалидов

и детей с ОВЗ

Школьный музей

Нормативная база

Конкурсы и проекты

Методическая

         Биология  и химия
         Технологии

О правах  ребенка

Школьная служба примирения

Материальная база

 Модернизация

Сведения об образовательной организации

Локальные акты

Антикоррупция

Антитеррористическая

безопасность

 ОГЭ   и ЕГЭ

Школьная форма

Мой профсоюз

 О сайте

Гостевая книга

 
 
 

 

 

 

 

 
 
     
     
     
     
     
  счетчик  
Школьная служба примирения

 ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

  В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду,

в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

 Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после

школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих

подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников,

 общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных

 ролей.

   Частые способы реагирования на конфликты в школе:

  Административный (наказание или угроза наказанием)

 «Стрелки» среди подростков

  Замалчивание

     В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

   В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,и потому

в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятсяжертвами агрессивно

настроенных людей.

   Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут

найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный

 накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим

найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

   Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах

и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно.

 Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает

 с ними контакт.

   Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и

чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

     Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как

культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

      Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных

 учреждениях восстановительного способа реагирования на

конфликты и правонарушения.

       Задачи службы примирения:  Ограничение  административных и

ориентированных на наказание реакций на конфликты с

причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения

несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик,

 таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества»,

«Школьная восстановительная конференция» и т. д.

    Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям  

  Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания

(таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.),

налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

Структура службы примирения:

В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также  до 10 школьников старших

 классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы

примирения  отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной  

ассоциацией медиаторов.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:

 ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ (ШСП)

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ШКОЛЕ

   Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ

№761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию

и службам примирения: • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие

 системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных

учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном

 учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение

механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение

социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание

воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.  

   Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений

в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании

 взаимоуважения, ответственности и т.д.; В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей

 образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками

образовательных отношений». В образовательной организации служба примирения способствует

реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися

основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность

 вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их

 достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и

 взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,

эффективно разрешать конфликты»

 Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного

и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями

диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

     РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях

  МИНОБРНАУКИ РФ от 18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны быть

 организованы службы школьной медиации».  Подробный материал о  правовых вопросах можно скачать  ТУТ


ПОДРОБНЕЕ О МЕДИАЦИИ РОВЕСНИКОВ (ОТКРЫТЬ  В НОВОМ ОКНЕ)

 

                   МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ: ТЕРРИТОРИЯ ПРИМИРЕНИЯ

                                                           ШКОЛЬНИКАМ — ДЕТСКАЯ ЛОКАЦИЯ:

                                                         1. КАК САМОМУ НЕ ССОРИТЬСЯ И НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ.

10 техник ухода от конфликта (из интернета).

Лернер.  Я не дам себя обижать (скачать)


2. КАК СТРОИТЬ МИРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Restorative Practices for peacebuilding and Restorative learning in mediation

 Важная ценность, на которой сходятся и взрослые и дети — СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Но  понимают ее по-разному.

Но если в классе будет выработано  общее понимание  справедливости, то  проще будет решать  многие вопросы.

 

 Что можно сделать для  мирных отношений  в классе

— говорят школьники-медиаторы

 • Ссор в школе будет меньше, если школьники научатся понимать друг друга и принимать позиции всех сторон,

 которые участвуют в конфликте. Я считаю, что только совместная деятельность, и не важно где, в школе или дома, позволяет сплотиться и подружиться.

• Принимать друзей, одноклассников и просто людей со всем комплексом их личностных особенностей, вне

зависимости от их поведения. Толерантность по отношению к каждой личности!

• Наша задача – не уходить от конфликта, а рассматривать как проблему, которую надо решать. Мы все вместе

 можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё мнение.

А, прежде всего, нам надо освободиться от отрицательных эмоций. Хорошее настроение – главный залог

бесконфликтного общения. В этом мы ещё раз убедились на примере нашего класса.

• Не выражаться матом, не бить других, уважать друг друга. Понять ситуацию, разобраться в ней, отвечать за свои слова и поступки. Сначала подумал, а потом сделал.

• Больше общаться друг с другом, а если думаешь, что о тебе кто-то плохо говорит лучше подойти самому к этому человеку и поговорить без выяснения отношений, возможно, всего того, что тебе передали и не было, тогда конфликт сам собой будет закончен без помощи посторонних.

• Нужно спокойнее относиться друг к другу, не нравится – не общайся, дружить никто не заставляет. Чем спокойнее и проще мы будем относиться к людям, тем быстрее ссоры сойду.

 А ЕЩЕ МОЖНО — ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ.


3. КАК СТАТЬ МЕДИАТОРОМ ДЛЯ РОВЕСНИКОВ

(PEACEBUILDING)

      Школьникам — восстановительные принципы решения конфликтов.
1. Если тебя обижает поведение другого — подойди и спокойно скажи, что именно не нравится и почему тебе это так

важно. Всегда при ссоре старайся сначала сам поговорить с человеком, не предпринимая ответных действий,

о которых ты может быть пожалеешь, когда пройдет обида.
2. Испортил что-то чужое – сам исправь, пообещал исправить – сделай это в оговоренный срок.
3. Обидел – помирись. Просят извинения – прости. Простил — больше не вспоминай обиду.
4. Подумай, что будет, если ваш конфликт (ссора) продлится, кому еще это может принести вред и обиду? Повредит ли конфликт хорошим отношениям в классе?
5. Если кто-то тебя не понимает, и тебя это раздражает – сначала выслушай его позицию и попробуй понять его

чувства: что важного он пытается показать тебе и окружающим своими действиями (поступками)? Понимать другого – не значит обязательно с ним соглашаться. Помни, что нет полностью хороших или полностью плохих людей, а есть

их разные поступки: учись разбираться в ситуации.
6. Найдите в себе силы самим договориться и решить спор, причем без драки, зла и мести. Найдите решение, с которым все будут согласны. Помните, что каждую цель можно достичь многими разными способами, если приложить достаточно

усилий, чтобы их найти.
7. Если нет полной уверенности, что вы сможете спокойно  и не ругаясь поговорить между собой – обратись к человеку, которому вы оба доверяете. Лучше, если он будет «нейтральным» (чтобы никого не обвинял) и поможет организовать безопасный диалог между вами. Это может ваш общий друг, педагог, психолог или медиатор вашей школьной службы примирения.
8. Не нашли сразу решения – посоветуйтесь с родителями или друзьями. Но принимать конечное (итоговое) решение и выполнять обещанное все равно надо будет каждому из вас.
9. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы подобные конфликты (ссоры) больше не повторялись.
10. Договоритесь с одноклассниками обсудить эти принципы. Не поддерживайте конфликты и ссоры у своих

 одноклассников. Помогайте им услышать друг друга, спокойно поговорить между собой без угроз и оскорблений, и помириться.