Частые способы реагирования на конфликты в школе:
Административный (наказание или угроза наказанием)
«Стрелки» среди подростков
Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,и потому
в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятсяжертвами агрессивно
настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут
найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный
накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим
найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах
и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает
с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и
чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
|
Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания
(таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.),
налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса
Структура службы примирения:
В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших
классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы
примирения отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной
ассоциацией медиаторов.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:
-
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИОННОГО ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ
-
«Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы». Скачать.
-
Тест Р. Коэна на Анализ готовности школы к внедрению медиации ровесников.Скачать.
-
«Стандарты восстановительной медиации». Скачать.
-
«Правовая основа деятельности служб примирения» Скачать.
-
«Развитие школьных служб примирения в БЕЛАРУСИ». Скачать.
-
Презентация ШСП Скачать.
-
«Положение о школьной службе примирения». Скачать.
-
«Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения.»Скачать.
-
Коновалов А.Ю. «Методические рекомендации по созданию школьных служб примирения.» Скачать.
|
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ (ШСП)
И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ШКОЛЕ
|
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ
№761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию
и службам примирения: • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие
системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных
учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном
учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение
механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение
социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание
воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в БЕЛАРУСИ» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений
в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании
взаимоуважения, ответственности и т.д.; В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений». В образовательной организации служба примирения способствует
реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного
и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях
МИНОБРНАУКИ РФ от 18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны быть
организованы службы школьной медиации». Подробный материал о правовых вопросах можно скачать ТУТ
ПОДРОБНЕЕ О МЕДИАЦИИ РОВЕСНИКОВ (ОТКРЫТЬ В НОВОМ ОКНЕ)
МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ: ТЕРРИТОРИЯ ПРИМИРЕНИЯ
ШКОЛЬНИКАМ — ДЕТСКАЯ ЛОКАЦИЯ:
1. КАК САМОМУ НЕ ССОРИТЬСЯ И НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ.
10 техник ухода от конфликта (из интернета).
Лернер. Я не дам себя обижать (скачать)
2. КАК СТРОИТЬ МИРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Restorative Practices for peacebuilding and Restorative learning in mediation
Важная ценность, на которой сходятся и взрослые и дети — СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Но понимают ее по-разному.
Но если в классе будет выработано общее понимание справедливости, то проще будет решать многие вопросы.
Что можно сделать для мирных отношений в классе
— говорят школьники-медиаторы
• Ссор в школе будет меньше, если школьники научатся понимать друг друга и принимать позиции всех сторон,
которые участвуют в конфликте. Я считаю, что только совместная деятельность, и не важно где, в школе или дома, позволяет сплотиться и подружиться.
• Принимать друзей, одноклассников и просто людей со всем комплексом их личностных особенностей, вне
зависимости от их поведения. Толерантность по отношению к каждой личности!
• Наша задача – не уходить от конфликта, а рассматривать как проблему, которую надо решать. Мы все вместе
можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё мнение.
А, прежде всего, нам надо освободиться от отрицательных эмоций. Хорошее настроение – главный залог
бесконфликтного общения. В этом мы ещё раз убедились на примере нашего класса.
• Не выражаться матом, не бить других, уважать друг друга. Понять ситуацию, разобраться в ней, отвечать за свои слова и поступки. Сначала подумал, а потом сделал.
• Больше общаться друг с другом, а если думаешь, что о тебе кто-то плохо говорит лучше подойти самому к этому человеку и поговорить без выяснения отношений, возможно, всего того, что тебе передали и не было, тогда конфликт сам собой будет закончен без помощи посторонних.
• Нужно спокойнее относиться друг к другу, не нравится – не общайся, дружить никто не заставляет. Чем спокойнее и проще мы будем относиться к людям, тем быстрее ссоры сойду.
А ЕЩЕ МОЖНО — ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ.
- Группа В Контакте: цитаты, притчи, картинки про примирение.
3. КАК СТАТЬ МЕДИАТОРОМ ДЛЯ РОВЕСНИКОВ
(PEACEBUILDING)
Школьникам — восстановительные принципы решения конфликтов.
1. Если тебя обижает поведение другого — подойди и спокойно скажи, что именно не нравится и почему тебе это так
важно. Всегда при ссоре старайся сначала сам поговорить с человеком, не предпринимая ответных действий,
о которых ты может быть пожалеешь, когда пройдет обида.
2. Испортил что-то чужое – сам исправь, пообещал исправить – сделай это в оговоренный срок.
3. Обидел – помирись. Просят извинения – прости. Простил — больше не вспоминай обиду.
4. Подумай, что будет, если ваш конфликт (ссора) продлится, кому еще это может принести вред и обиду? Повредит ли конфликт хорошим отношениям в классе?
5. Если кто-то тебя не понимает, и тебя это раздражает – сначала выслушай его позицию и попробуй понять его
чувства: что важного он пытается показать тебе и окружающим своими действиями (поступками)? Понимать другого – не значит обязательно с ним соглашаться. Помни, что нет полностью хороших или полностью плохих людей, а есть
их разные поступки: учись разбираться в ситуации.
6. Найдите в себе силы самим договориться и решить спор, причем без драки, зла и мести. Найдите решение, с которым все будут согласны. Помните, что каждую цель можно достичь многими разными способами, если приложить достаточно
усилий, чтобы их найти.
7. Если нет полной уверенности, что вы сможете спокойно и не ругаясь поговорить между собой – обратись к человеку, которому вы оба доверяете. Лучше, если он будет «нейтральным» (чтобы никого не обвинял) и поможет организовать безопасный диалог между вами. Это может ваш общий друг, педагог, психолог или медиатор вашей школьной службы примирения.
8. Не нашли сразу решения – посоветуйтесь с родителями или друзьями. Но принимать конечное (итоговое) решение и выполнять обещанное все равно надо будет каждому из вас.
9. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы подобные конфликты (ссоры) больше не повторялись.
10. Договоритесь с одноклассниками обсудить эти принципы. Не поддерживайте конфликты и ссоры у своих
одноклассников. Помогайте им услышать друг друга, спокойно поговорить между собой без угроз и оскорблений, и помириться.
|
|
|
|
|