Персональная страница учителя биологии  и химии

 Бендер Марины Юрьевны

 
   Информация о себе
   Достижения
  Выступления на МО
  Разработки  уроков
  Внеурочная  деятельность
 
 
 
     
     
     
     
     
     
  счетчик  

     

      Вот уже 8 лет  моя жизнь посвящена школе, я - учитель биологии. Я  должна уметь работать с нестандартными детьми; работать в проблемном поле; мне должно хватать психологической компетентности.      Научить ребенка думать, слушать, выделять главное в потоке информации, затронуть струны души - важное в моей работе педагога. Главный результат - искра радости от собственного открытия в детских глазах и огонь желания узнать больше.

       Сегодня учитель не преподносит готовую истину, а учит ее находить, вырабатывает умение мыслить. Он не только передает знания, которые когда-то сам получил, а каждый раз показывает, когда и где можно использовать данную информацию. Учитель должен научить «обосноваться на высоте» жизни. Новый учитель должен уметь находить компромисс между жизненными реалиями и теми требованиями, которые выдвигаются стандартами. Современному  обществу  необходима  свободная  личность,  способная самостоятельно  решать  возникающие  проблемы,  готовой  к  самообразованию, самореализации  и  творчеству,  к  отстаиванию  своей  независимости  и ответственности.  Поэтому  передо  мной  встала  проблема  обновления  методов, средств и форм организации обучения, проблема не только «чему учить», но и «как учить»,  то  есть  проблема  организации  эффективных  совместных  форм  учебной деятельности, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических  технологий. 

   Конечно, моя деятельность не была бы полноценной без использования Интернет-ресурсов: возникает тематический вопрос – можно найти ответ в Интернете, хочется показать своим ученикам яркую красочную презентацию – в помощь придут ресурсы Интернета, появляется необходимость узнать о последних веяниях науки и системы образования – для этого тоже есть ресурсы сети. Что и говорить – Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Пожалуй, сегодня любой специалист не может считать себя достаточно квалифицированным без использования информационных ресурсов. И моя деятельность стала более успешной именно с тех пор, как в моём кабинете появились компьютер, проектор, экран. Даже мой авторитет возрос в глазах учащихся, ведь появилась возможность проникнуть в самую глубину биологических процессов, доступно объяснять наиболее сложные темы: создавая собственные анимации, картинки, схемы, я упрощаю восприятие таких, например, тем как «Биосинтез белка» или «Фотосинтез».       

       При всем многообразии технологий, форм и методов преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, оцениваемый учителем и учащимися. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде анализа текста, обсуждения, выступления (презентации), обобщения информации в таблицах и схемах, опорных конспектах. 

Наиболее эффективным считаю обучение биологии  c использованием метода проектов. Метод проектов реализуется мною как с помощью традиционных средств, так и инновационных: компьютерные телекоммуникации, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференции.  Применение данной технологии позволяет мне решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.  Использование новых информационных технологий способствует повышению эффективности эколого-биологического образования и воспитания и создает условия для формирования экологического сознания и экологической культуры школьников. В работе с детьми я отвожу себе роль тьютора, наставника, координатора. Моя задача на  уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества. «В каждом из нас живет Робинзон», - говорит Марк Леви. Да, надо пробудить в детях интерес, вызвать фантазию и любопытство, найти этого Робинзона.

       Чтобы организовать интересный  урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы и они и я от урока получили удовольствие.

        Для этого  создаю атмосферу сотрудничества, вместе с детьми находим правила игры, основанные на взаимном понимании. Так я пришла к проблемному обучению (любая тема в биологии благодатный материал для проблемно-поискового метода) и к работе в малых группах. Наблюдение за детьми показало, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности, при этом создается хороший доверительный климат в классе. Любой внутри группы находит свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает идеи, а вся группа активно участвует в открытии знаний. Моими учениками осваиваются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, проблемно-игровой, проблемно-поисковый, проблемно-диалоговый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы.

      В связи с усилением практической направленности обучения поставлена задача обеспечения понимания практического значения биологических знаний, как научных основ сельскохозяйственного производства, биотехнологии, природоохранной деятельности, медицины. Высококвалифицированный специалист не только много знает, но и умеет эффективно использовать свои знания. Именно в этом конечная цель любого образования.   Поэтому большое внимание уделяю организации практических занятий: лабораторных и практических работ, опытнической и исследовательской деятельности. Так, на занятиях моего кружка «Зелёный мир» ребята знакомятся с многообразием комнатных и дикорастущих представителей растительного мира, осваивают методики ухода за цветами и борьбы с вредителями. Результатом нашей деятельности является организация  небольшого зимнего сада в кабинете биологии и рекреации. Такие практические занятия не только прививают различные практические навыки, но и  устраняют формализм биологических знаний, делают учащихся ближе к природе.

         Для меня, по-настоящему, важно одно: не важно, что на парте книга или букридер,  по-настоящему увлечь предметом, захватить внимание, научить может только настоящий педагог.

          Я на своих уроках и занятиях даю детям возможность раскрыть свои способности, помогаю им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.      Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать – зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями – погибнет, обрубишь и подровняешь – получишь безликость. «Не надо растение вытягивать из земли, пусть растёт само, но надо, чтобы зерно реализовалось, «изобрело собственную жизнь». В нём есть всё, но, чтобы реализоваться, ему нужны условия, нужен садовник», - говорил Одет Бассис. От него зависит будущее сада. Так и школьный учитель, от которого зависит будущее ребенка.

 Я всегда помню, что от природы все дети разные, и моя задача - направить ученика на познание мира его путем.

 

Представление  Бендер Марины Юрьевны    учителя биологии