Конечно, моя деятельность не была бы полноценной без использования Интернет-ресурсов: возникает тематический вопрос – можно найти ответ в Интернете, хочется показать своим ученикам яркую красочную презентацию – в помощь придут ресурсы Интернета, появляется необходимость узнать о последних веяниях науки и системы образования – для этого тоже есть ресурсы сети. Что и говорить – Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Пожалуй, сегодня любой специалист не может считать себя достаточно квалифицированным без использования информационных ресурсов. И моя деятельность стала более успешной именно с тех пор, как в моём кабинете появились компьютер, проектор, экран. Даже мой авторитет возрос в глазах учащихся, ведь появилась возможность проникнуть в самую глубину биологических процессов, доступно объяснять наиболее сложные темы: создавая собственные анимации, картинки, схемы, я упрощаю восприятие таких, например, тем как «Биосинтез белка» или «Фотосинтез».
|
При всем многообразии технологий, форм и методов преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, оцениваемый учителем и учащимися. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде анализа текста, обсуждения, выступления (презентации), обобщения информации в таблицах и схемах, опорных конспектах.
Наиболее эффективным считаю обучение биологии c использованием метода проектов. Метод проектов реализуется мною как с помощью традиционных средств, так и инновационных: компьютерные телекоммуникации, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференции. Применение данной технологии позволяет мне решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. Использование новых информационных технологий способствует повышению эффективности эколого-биологического образования и воспитания и создает условия для формирования экологического сознания и экологической культуры школьников. В работе с детьми я отвожу себе роль тьютора, наставника, координатора. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества. «В каждом из нас живет Робинзон», - говорит Марк Леви. Да, надо пробудить в детях интерес, вызвать фантазию и любопытство, найти этого Робинзона.
Чтобы организовать интересный урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям, чтобы и они и я от урока получили удовольствие.
Для этого создаю атмосферу сотрудничества, вместе с детьми находим правила игры, основанные на взаимном понимании. Так я пришла к проблемному обучению (любая тема в биологии благодатный материал для проблемно-поискового метода) и к работе в малых группах. Наблюдение за детьми показало, что ребята охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как не испытывают внутреннего напряжения, скованности, при этом создается хороший доверительный климат в классе. Любой внутри группы находит свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает идеи, а вся группа активно участвует в открытии знаний. Моими учениками осваиваются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, проблемно-игровой, проблемно-поисковый, проблемно-диалоговый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы.
В связи с усилением практической направленности обучения поставлена задача обеспечения понимания практического значения биологических знаний, как научных основ сельскохозяйственного производства, биотехнологии, природоохранной деятельности, медицины. Высококвалифицированный специалист не только много знает, но и умеет эффективно использовать свои знания. Именно в этом конечная цель любого образования. Поэтому большое внимание уделяю организации практических занятий: лабораторных и практических работ, опытнической и исследовательской деятельности. Так, на занятиях моего кружка «Зелёный мир» ребята знакомятся с многообразием комнатных и дикорастущих представителей растительного мира, осваивают методики ухода за цветами и борьбы с вредителями. Результатом нашей деятельности является организация небольшого зимнего сада в кабинете биологии и рекреации. Такие практические занятия не только прививают различные практические навыки, но и устраняют формализм биологических знаний, делают учащихся ближе к природе.
Для меня, по-настоящему, важно одно: не важно, что на парте книга или букридер, по-настоящему увлечь предметом, захватить внимание, научить может только настоящий педагог.
Я на своих уроках и занятиях даю детям возможность раскрыть свои способности, помогаю им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать – зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями – погибнет, обрубишь и подровняешь – получишь безликость. «Не надо растение вытягивать из земли, пусть растёт само, но надо, чтобы зерно реализовалось, «изобрело собственную жизнь». В нём есть всё, но, чтобы реализоваться, ему нужны условия, нужен садовник», - говорил Одет Бассис. От него зависит будущее сада. Так и школьный учитель, от которого зависит будущее ребенка.
Я всегда помню, что от природы все дети разные, и моя задача - направить ученика на познание мира его путем.
|