 |
ШКОЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В школе
собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей,
разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально
конфликтную среду,
в которой
школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Никакой
ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его
после
школы ждет
«разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих
подростков в
школе важными вопросами являются их статус среди сверстников,
общение,
взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на
других, принадлежность к определенной группе в классе,
опробование разных социальных
ролей. |
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
Административный (наказание или угроза наказанием)
«Стрелки»
среди подростков
Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта,
удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят
не его участники, а кто-то за них.
В
результате школьники не осваивают конструктивные способы
разрешения конфликтных ситуаций,и потому
в школе и в
дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или
становятсяжертвами агрессивно
настроенных
людей.
Мы
считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными
участниками, поскольку только они смогут
найти лучшее
решение. И если они приняли на себя ответственность за решение,
то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную
ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который
не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и
не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить
эмоциональный
накал,
услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой
и кому причинен вред), а также им самим
найти выход из
конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения
подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при
добровольном согласии обеих сторон и в их интересах
и потому он
предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Медиатор
в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить
конфликт, потому он легко налаживает
с ними
контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении
организуются Школьные службы примирения. Служба примирения
стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на
программах примирения, и
чтобы сторонам
конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение
ситуации. |
Передача
ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность,
взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации,
школьникам и родителям
Насыщение восстановительными практиками существующих в школе
форм управления и воспитания
(таких как
родительские собрания, педагогические и методические советы,
классные часы и пр.),
налаживание
взаимопонимания между разными участниками образовательного
процесса
Структура
службы примирения:
В школьную
службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов,
а также до 10 школьников старших
классов,
поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все
участники школьной службы
примирения
отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с
администрацией и местной
ассоциацией
медиаторов.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:
 |
ПРАВОВОЕ
ОБОСНОВАНИЕ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ (ШСП)
И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ШКОЛЕ |
Национальная
стратегия действий в интересах детей
на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ
№761 01.06.2012, определила
ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному
правосудию
и службам примирения: •
…приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного
воздействия; наличие
системы
специализированных вспомогательных служб (в том числе служб
примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации
восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на
разрешение конфликтов в образовательных
учреждениях, профилактику
правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в
образовательном
учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация
примирительных программ и применение
механизмов возмещения
ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также
проведение
социальной, психологической и
иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание
воспитательного воздействия
на несовершеннолетних правонарушителей.
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» определяет, что государственная политика
и правовое регулирование отношений
в сфере образования
основываются, в частности, на принципе свободного развития
личности, воспитании
взаимоуважения,
ответственности и т.д.; В статье №45 «Защита прав обучающихся,
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между
участниками
образовательных отношений». В
образовательной организации служба примирения способствует
реализации требований ФГОС
среднего (полного) общего образования к результатам освоения
обучающимися
основной образовательной
программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и
способность
вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их
достижения; (…)
Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать
конфликты»
Профессиональный
стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при
реализации программ основного
и среднего общего образования устанавливает
необходимое для педагога умение «владеть технологиями
диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб
школьной медиации в образовательных организациях
МИНОБРНАУКИ РФ от
18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны
быть
организованы
службы школьной медиации».
Подробный
материал о правовых вопросах можно скачать ТУТ
ПОДРОБНЕЕ О МЕДИАЦИИ РОВЕСНИКОВ (ОТКРЫТЬ В НОВОМ
ОКНЕ)
МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ: ТЕРРИТОРИЯ ПРИМИРЕНИЯ
ШКОЛЬНИКАМ — ДЕТСКАЯ ЛОКАЦИЯ:
1.
КАК САМОМУ НЕ ССОРИТЬСЯ И НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ.
10
техник ухода от конфликта (из интернета).
Лернер. Я
не дам себя обижать (скачать)
2.
КАК СТРОИТЬ МИРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Restorative Practices for peacebuilding
and Restorative
learning in
mediation
Важная ценность, на которой сходятся и взрослые и дети —
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Но понимают ее по-разному.
Но если в классе будет выработано общее понимание
справедливости, то проще будет решать многие
вопросы.
Что можно сделать
для мирных отношений в классе
— говорят школьники-медиаторы
• Ссор в
школе будет меньше, если школьники научатся понимать
друг друга и принимать позиции всех сторон,
которые
участвуют в конфликте. Я считаю, что только
совместная деятельность, и не важно где, в школе или
дома, позволяет сплотиться и подружиться.
• Принимать
друзей, одноклассников и просто людей со всем
комплексом их личностных особенностей, вне
зависимости от
их поведения. Толерантность по отношению к каждой
личности!
• Наша задача
– не уходить от конфликта, а рассматривать как
проблему, которую надо решать. Мы все вместе
можем
обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить,
посоветовать друг другу, высказать своё мнение.
А, прежде
всего, нам надо освободиться от отрицательных
эмоций. Хорошее настроение – главный залог
бесконфликтного общения. В этом мы ещё раз убедились
на примере нашего класса.
• Не
выражаться матом, не бить других, уважать друг
друга. Понять ситуацию, разобраться в ней, отвечать
за свои слова и поступки. Сначала подумал, а потом
сделал.
• Больше
общаться друг с другом, а если думаешь, что о тебе
кто-то плохо говорит лучше подойти самому к этому
человеку и поговорить без выяснения отношений,
возможно, всего того, что тебе передали и не было,
тогда конфликт сам собой будет закончен без помощи
посторонних.
• Нужно
спокойнее относиться друг к другу, не нравится – не
общайся, дружить никто не заставляет. Чем спокойнее
и проще мы будем относиться к людям, тем быстрее
ссоры сойду.
А ЕЩЕ МОЖНО — ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ
СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ.

3. КАК СТАТЬ МЕДИАТОРОМ ДЛЯ РОВЕСНИКОВ
(PEACEBUILDING)
Школьникам — восстановительные принципы решения
конфликтов.
1. Если тебя обижает поведение другого — подойди и
спокойно скажи, что именно не нравится и почему тебе
это так
важно.
Всегда при ссоре старайся сначала сам поговорить с
человеком, не предпринимая ответных действий,
о которых
ты может быть пожалеешь, когда пройдет обида.
2. Испортил что-то чужое – сам исправь, пообещал
исправить – сделай это в оговоренный срок.
3. Обидел – помирись. Просят извинения – прости.
Простил — больше не вспоминай обиду.
4. Подумай, что будет, если ваш конфликт (ссора)
продлится, кому еще это может принести вред и обиду?
Повредит ли конфликт хорошим отношениям в классе?
5. Если кто-то тебя не понимает, и тебя это
раздражает – сначала выслушай его позицию и попробуй
понять его
чувства:
что важного он пытается показать тебе и окружающим
своими действиями (поступками)? Понимать другого –
не значит обязательно с ним соглашаться. Помни, что
нет полностью хороших или полностью плохих людей, а
есть
их разные
поступки: учись разбираться в ситуации.
6. Найдите в себе силы самим договориться и решить
спор, причем без драки, зла и мести. Найдите
решение, с которым все будут согласны. Помните, что
каждую цель можно достичь многими разными способами,
если приложить достаточно
усилий,
чтобы их найти.
7. Если нет полной уверенности, что вы сможете
спокойно и не ругаясь поговорить между собой –
обратись к человеку, которому вы оба доверяете.
Лучше, если он будет «нейтральным» (чтобы никого не
обвинял) и поможет организовать безопасный диалог
между вами. Это может ваш общий друг, педагог,
психолог или медиатор вашей школьной службы
примирения.
8. Не нашли сразу решения – посоветуйтесь с
родителями или друзьями. Но принимать конечное
(итоговое) решение и выполнять обещанное все равно
надо будет каждому из вас.
9. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы подобные
конфликты (ссоры) больше не повторялись.
10. Договоритесь с одноклассниками обсудить эти
принципы. Не поддерживайте конфликты и ссоры у своих
одноклассников.
Помогайте им услышать друг друга, спокойно
поговорить между собой без угроз и оскорблений, и
помириться.
|
|
|
|
|